Главная Обратная связьКарта сайта

Вам нужен сайт?

Компания Oversoft профессионально занимается разработкой и созданием сайтов, раскруткой сайтов, интернет-проектов различного уровня сложности и разнообразной тематики.
Мы осуществляем комплексное обслуживание сайтов, в которое входит поддержка сайта, продвижение и раскрутка сайта в Яндексе и прочих поисковых системах - поисковая оптимизация сайта, как наиболее эффективный метод раскрутки.

1 Cоздание сайтов 2 Продвижение сайтов 3 Реклама в Интернете

Интервью с Аркадием Воложем

Аркадий Волож,
генеральный директор и совладелец компании «Яндекс»

18 декабря 2007 года в "Ведомостях" опубликовали интервью с Аркадием Воложем.

Основатель крупнейшей российской поисковой системы рассказал «Ведомостям», почему «Яндекс» не торопится с IPO.

В 1990-е российские инвесторы не хотели покупать бизнес «Яндекса» и за $15 000. Сейчас, наверное, кусают локти. Ведь в русскоязычном интернет-поиске «Яндекс», по данным «Финама», занимает 55% (ближайший конкурент Google — 17%, а Rambler — 16%). В 2005 г. выручка компании составляла $35,6 млн, год спустя — вдвое больше, а в этом году ожидается на уровне $140 млн. Главная причина такого роста — бум контекстной интернет-рекламы, которую в России впервые стал развивать гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож. Например, в 2006 г., по оценке Mindshare Interactive, этот рынок вырос вдвое — до $102 млн, из которых $58 млн досталось компании Воложа. В интервью «Ведомостям» Волож рассуждает о том, что будет приносить доходы «Яндексу» дальше.

— Как у вас появилась идея создать систему поиска в интернете?

— В конце 1980-х гг. я занимался программированием, и одной из моих задач был поиск в текстах патентов. Параллельно мои друзья занимались компьютерной лингвистикой. Родилась идея объединить эти направления — так появился поиск, учитывающий морфологию и другие особенности русского языка. Ведь чтобы искать в русских текстах, просто поисковых технологий недостаточно, русский язык серьезно отличается от других. Вместе с этим мы с одним моим другом-американцем начали бизнес по продаже компьютеров. Через 10 лет компания CompTek стала крупным дистрибутором оборудования для интернета с оборотом в десятки миллионов долларов.

С 1993 г. группа, занимавшаяся поисковыми технологиями, стала подразделением CompTek. В 1990-х мы думали, что будем жить от продажи своих технологий другим компаниям. Приходили, например, в «Рамблер», поиск которого не знал русского языка, в «Инфоарт». Предлагали выкупить нашу технологию за $15 000, потом за $50 000, никто не покупал. Тогда мы решили запустить свой поиск на собственной страничке в интернете, и этот сервис вдруг оказался кому-то нужен. Так в сентябре 1997 г. появился Яндекс, а в 1998 г. мы уже продали на нем первый контекстный баннер.

— А когда «Яндекс» стал отдельной компанией?

— В конце 1999 г. к командам интернет-разработчиков начали приходить инвестфонды и уговаривать продать проекты. В феврале 2000 г. мы договорились с одним из них — ru-Net Holdings во главе c Baring Vostok Capital Partners (BVCP) и продали ему 35,7% «Яндекса» за $5 млн. Мы объявили об инвестициях через несколько дней, после обвала NASDAQ, когда лопнул пузырь западных интернет-компаний. Тем не менее решение уже было принято. С марта 2000 г. я бросил многомиллионный бизнес и перешел в стартап. Впоследствии из CompTek были выделены еще две компании — Infinet Wireless, производитель беспроводного оборудования, и компания IP-телефонии CTI.

— У вас есть доля в этих компаниях?

— В CompTek и CTI у меня пакетов больше нет. В Infinet я миноритарный акционер, а в «Яндексе» у меня с партнерами около 30%. Холдинговая компания «Яндекса» — голландская: Yandex NV зарегистрирована в Нидерландах. Ее 100%-ными «дочками» являются российские ООО «Яндекс» и ООО «ПС Яндекс.Деньги». Украинское ООО «Яндекс.Украина» является дочерней компанией ООО «Яндекс». Почти вся операционная деятельность «Яндекса» происходит в России, налоги платятся здесь, а структура владения принята такой, чтобы удовлетворить требования иностранных инвесторов и инвестфондов, которых у нас сейчас большинство.

— Когда компания стала прибыльной?

— В 2000 г. кроме нас на рынке уже были «Рамблер», РБК, Mail.ru, «Инфоарт» (если кто помнит), «Апорт» (мы боролись с ним тогда за 4-е место). К концу 2001-го мы догнали «Рамблер» по аудитории, а в 2002-м стали первыми. Когда нас покупал ru-Net Holdings, годовой оборот «Яндекса» не превышал $72 000, так что наши инвесторы были смелые люди — они оценили компанию с таким доходом в $15 млн (в 2006 г. наш оборот был $72 млн). Свой первый миллион оборота мы сделали в 2002 г. В III квартале 2002-го получили первую чистую прибыль, в 2003-м даже первые дивиденды акционерам выплатили. Все это получилось благодаря запуску автоматической системы контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Я тогда сел на телефон и сам стал звонить рекламодателям, чтобы проверить их реакцию на наш продукт. В основном нас, конечно, посылали. Но постепенно стали покупать. Самыми активными были туристические, компьютерные компании. После недели таких звонков стало понятно, что эта система работает.

— «Яндекс» брал еще инвестиции?

— В 2004-2005 гг. начали появляться финансовые и стратегические инвесторы — в основном иностранные компании, которые поняли, что тут растет новый рынок. Примерно тогда инвестфонд Tiger Technologies купил 11% «Яндекса» у разных акционеров. При этом в саму компанию денег мы больше не привлекали (кроме самых первых — 2000 г.). Но в течение 2005-2006 гг. были и продажи отдельных акционеров, и сделки между акционерами.

— А предлагали ли сделки ваши нынешние конкуренты, например Yahoo! и Google?

— Да в общем все со всеми периодически разговаривают. Но со стратегическим инвестором договориться намного сложнее, чем с финансовым. Тут надо решить, как «Яндекс» интегрируется в чужую структуру и что от этого в мире может поменяться в лучшую сторону. Кроме того, например, тот же Google в 2004 г. еще не покупал компании, только группы разработчиков: он искал по всему миру людей, которые понимают, что такое поиск. Вот и нас предлагали купить как команду. Тогда еще ни одна западная интернет-компания Россию как бизнес серьезно не воспринимала — не то что сейчас. Тогда они просто искали во всех странах подходящих людей и вербовали их. Нас это не устраивало — наши акционеры уже тогда ясно видели тут бизнес и хотели его продолжать.

— Не планируете ли привлечь инвестора, выйти на биржу?

— Строго говоря, сейчас нам инвестиции не нужны, бизнес растет огромными темпами. Судя по промежуточным результатам, темпы роста пока не спадают. Мы снова как минимум удваиваемся. Поэтому торопиться некуда. Выход на биржу рассматривается нами как один из вероятных вариантов развития компании. Рано или поздно думать об этом придется, ведь у наших инвесторов наступит момент ликвидности, а продавать пакет лучше на бирже. Считается, что привлечь денег в интернет-бизнес на Западе можно больше, чем в России. Просто потому, что инвесторы, понимающие этот рынок, все находятся там.

— «Яндекс» зарабатывает на контекстной рекламе. Есть ли другие варианты заработка в интернете — например, платные сервисы?

— В интернете хорошо работают сервисы, повторяющие основные жизненные процессы: поиск информации, общение, социальные сети, реклама — все это существует в реальной жизни. Интернет-технологии просто переводят эти процессы на другой уровень. Наша стратегия — создавать то, что есть в реальной жизни и может быть усилено интернетом. Усиление это происходит как за счет математики (алгоритмов), так и за счет критической массы самих пользователей.

Что касается бизнес-моделей, то в разное время обсуждались разные. Уже более или менее понятно, что не работает массово модель платного доступа к сервисам. Довольно ограничена идея собирать деньги за продвижение себя в различных сервисах (например, знакомств). То есть вряд ли она станет соизмерима по объемам с рекламной моделью — в телевизоре, по крайней мере, не стала. Баннеры — это всего лишь использование интернета как еще одной медийной площадки. Да, крупной, но одной из многих — даже в удаленной перспективе. И поэтому медийный бизнес в интернете растет сравнительно медленно — 60% в год. Единственный пока доказанный смысл существования интернета как бизнеса — это улучшение таргетинга рекламы. Зато в этом интернет уникален. Только тут можно отследить непосредственный интерес пользователя и тут же дать ему нужное рекламное сообщение. Именно в этом точном нацеливании рекламы независимо от форматов, я думаю, и спрятаны основные деньги интернета.

— Аудитория социальной сети Odnoklassniki.ru с декабря прошлого года выросла с 1 млн до 6 млн человек, Vkontakte.ru с августа 2007 г. — с 1,3 млн до

4 млн. Что вы думаете о перспективах монетизации социальных сетей?

— Этот год стал годом расцвета социальных сетей. Мы тоже отметились на этом поле. В этом году мы купили социальную сеть «Мой круг». Весной мы запустили фотохостинг «Яндекс.Фотки» и начали бета-тестирование развлекательной социальной сети «Я.ру». Посещаемость «Яндекс.Фоток» сейчас 2,5 млн человек в месяц, число пользователей «Моего круга» за полгода выросло вчетверо, сейчас оно больше миллиона. Мы продолжаем искать команды разработчиков, проекты, идеи, которые можно посадить на нашу «грядку». Монетизировать можно почти все.

— Ощущаете ли вы давление со стороны конкурентов?

— Ощущаем, и это очень хорошо. Особенность сегодняшнего дня: нашими основными конкурентами стали мировые компании. При этом Россия — снова родина слонов, одна из немногих стран, где есть свои поисковые технологии; другие примеры — Китай и Корея. Однако особенность России в том, что здесь есть не один местный поиск, а сразу несколько — «Рамблер», Gogo (технологии и команда из «Апорта»), Quintura и еще много небольших. И это действительно целая культурная среда. Поиск — это десятки и сотни разных технологий. Замешены они во многом на науке анализа данных, кластеризации, машинного обучения, на том, что мы в «Яндексе» в шутку называем «непрямое программирование». Во всем этом наши ученые были сильны еще с 1960-1970-х гг. и ничуть не отстали до сих пор. Мы тоже не стоим на месте — вот только что, в начале декабря, запустили новую поисковую платформу, которая позволит нам внедрить давно подготовленные наработки в качестве поиска. Готовим и другие заметные и полезные изменения в поиске — и не только.

Но на таких технологиях строится не только поиск. Выделение сюжетов в новостях, различение картинок и фотографий, очистка почты от спама, тематическое таргетирование рекламы — все это примеры применения таких технологий.

— Как развивались бы интернет-технологии в России без «Яндекса»?

— Да, скорее всего, почти так же. Хотя… Если бы в России не было «Яндекса», то, возможно, искали бы мы без морфологии. То есть находили бы мы чуть поменьше. Возможно, почтовые ящики до сих пор имели бы ограниченные размеры. Но главное — если бы не было «Яндекса», большое количество технологий просто пришли бы к нам как зарубежные. То есть их создавали бы те же головы, но на правах офшорных программистов иностранных компаний. А так — мы теперь сами взрослые.

«Еще один индексатор»

Откуда взялось слово «Яндекс»

Слово «Яндекс» придумано Аркадием Воложем и его одноклассником Ильей Сегаловичем (будущим директором по технологиям «Яндекса») в 1993 г. Одним из вариантов названия стало слово index, которое позже было преобразовано в yandex — yet another indexer («Еще один индексатор», или Языковой индекс). Волож предложил русскую букву «Я» в названии — для наглядности.

Поиск по Библии

Идея создания поисковой системы появилась у Воложа в конце 1980-х, когда он еще торговал компьютерами. Первую такую систему он разработал по заказу НИИ патентной информации — это был классификатор изобретений.

1994 г.

Волож с группой программистов разработал информационно-поисковую систему для работы с синодальным переводом Библии. «Был застой на рынке программирования, денег не платили, и мы стали делать Библию. Просто так, — рассказывал Волож в одном из интервью. — Создали оболочку и поиск по Библии с учетом морфологии». Спустя два года «Яндекс» появился в интернете.

Анастасия Голицына,
Ведомости №239 (2013) - оригинал статьи, при перепечатке ссылка на оригинал обязательна.

© Copyright 2006-2009 ООО Оверсофт. Все права защищены.